Foto: DELFI Aculiecinieks
6 октября 2010 года группа орнитологов исследовала гудронные пруды в Инчукалнсе и обнаружила там останки 18 птиц — в течение последних недель здесь погибли мучительной смертью по меньшей мере 8 гусей-гумеников, 4 лесных утки, 3 гоголя, 1 северный лебедь и 2 утки неизвестного вида, сообщает Delfi орнитолог Руслан Матрозис.

Гудронные пруды были созданы в 1956 году на территории Инчукалнского лесничества, в песчаных карьерах. Сюда сбрасывал отходы производства бывший Рижский завод смазочных и охлаждающих жидкостей, которому было выгоднее сбрасывать гудрон в пруды, чем отправлять его на переработку. Со временем, пишет Матрозис, гудрон заполнил два пруда. В 1979 году Совет министров ЛССР принял решение о ликвидации прудов, однако в течение 30 лет сделать это не удалось.

Внешне гудрон похож на нефть — это черная маслянистая жидкость, которая легко пачкает оперение птиц, которые теряют способность летать. Серная кислота, которая входит в состав гудрона, воздействует на кожу и перья птиц, и они умирают медленной и мучительной смертью.

Первые данные о гибели птиц в гудронных прудах были получены в 1988 году, когда местный лесничий привез в Рижский зоопарк пять испачкавшихся в гудроне северных лебедей, которые вскоре умерли. Предполагается, что ежегодно в прудах гибнет от 500 до 1500 птиц, сотни летучих мышей и тысячи насекомых. Реагируя на поднятый в СМИ ажиотаж, в 2003 году госпредприятие BAO установило у прудов пугала для птиц, начало распугивать их звуковыми сигналами и запретило журналистам посещать объект без согласования. На этом, по мнению BAO, проблема была решена, пишет Матрозис.

Однако и сейчас, в октябре 2010 года, птицы продолжают гибнуть в прудах. Матрозис отмечает, что извлечь из прудов удалось только тех птиц, которые погибли недалеко от берега. Следы показывают, что часть птиц забредала в лес, где также погибала. Вокруг прудов заметно множество следов лисиц и ворон — если они питались попавшими в гудрон птицами, их также ждет смерть от отравления или связанных с ним заболеваний.

"После всего увиденного хочется спросить: действительно ли с учетом полученного финансирования у нового управляющего нет возможности ограничить доступ диких птиц к прудам — до тех пор, пока в течение трех лет они не будут ликвидированы? Сколько тысяч жизней лебедей, гусей, уток этот пруд успеет забрать с собой, если ответственные учреждения равнодушно смотрят на происходящее?" — пишет Руслан Матрозис.

Перевод Delfi. Статья Руслана Матрозиса на Delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!