Foto: DELFI Reporter
Откликнувшись на призыв общества "За честность и справедливость", я решил стать наблюдателем - посмотреть на то, как проходят выборы и референдумы с другой стороны, со стороны работников избирательных участков.

Перед тем как получить доверенность наблюдателя на референдуме, каждый соискатель проходит инструктаж у ответственного лица. Можно зарегистрироваться наблюдателям непосредственно и на сайте ЦИК, пройдя обучение заочно, после которого также выдается доверенность.

Придя на участок 110 (бывший исполком Видземского предместья) в 6:30 утра, я застал работников избирательного участка за последними приготовлениями - вывешивалась наглядная агитация, проверялось наличие ручек в кабинках для голосования и то, пишут они или нет. Каждый наблюдатель, придя на избирательный участок должен зарегистрироваться у секретаря и получить карточку наблюдателя Каждый раз, покидая участок, ее надо сдавать обратно, получая взамен доверенность.

К семи часов утра все работы по подготовки участка к референдуму были закончены и ровно в назначенное время были проверены и опечатаны две урны (одна осталось на месте, другая предназначалось для тех, кто не смог самостоятельно, например по болезни, приехать на участок). Присутствующие члены комиссии и наблюдатель поставили свои подписи на пломбах, которыми были опечатаны урны. С этого момента можно уже начинать процедуру голосования. Сразу появились и первые посетители.

К восьми утра (первый промежуточный результат) проголосовало 54 избирателя. Далее количество тех, кто пришел на избирательный участок, постепенно стало увеличиваться. Хоть работники избирательной комиссии работали быстро, появились первые очереди.

После десяти утра, забрав обратно доверенность, я покинул избирательный участок, решив посмотреть, как проходит референдум на других участках. К одиннадцати утра я был на участке номер три, который расположился в Первой Гимназии (Там, где мы уже выясняли "Как голосовал Домбровскис и что Аболтиня сказала русскоязычным (видео)", - Прим. ред). На участке царило оживление, все ждали приезда В. Домбровскиса. Зарегистрировавшись у секретаря, я начал проводить фото и видео съемку. Никто препятствия в этом мне не чинил (в отличие от Резекне). Единственное что бросилось в глаза, это то что член комиссии, стоящий у урны для голосования предлогал избирателям складывать избирательные бюллетени - на других участках этого не было. Могу предположить, что четкой инструкции на этот счет просто не было.

Следующим местом моего посещения была выбрана Рижская Еврейская школа. У входа я застал С. Аболтиню, дающую интервью. Пройдя вслед за спикером Сейма в школу, сразу заметил длинную очередь желающих выразить свою волю. Чтобы проголосовать, спикеру Сейма пришлось постоять в очереди.

Далее я последовал в Чиекуркалнс, в школу имени Я. Порука. Это был единственный участок, на котором прямо на видном месте, у урны для голосования, стоял флаг Латвии. Вот тут возникли первые трудности - поначалу член комиссии не хотел давать разрешение на фото и видео съемку. Только после того, как по новой была прочитана инструкция, разрешение было получено.

Вскоре после этого я вернулся на свой участок узнать результаты промежуточного голосования. На 12:00 избирательный участок посетило 765 избирателей. К 16:00 их было уже 1800.

После 16.00 поток желающих проголосовать пошел на убыль, и я отправился на соседние участки (81,90,83). Везде голосование шло своим чередом. В разговорах с членами комиссий удалось выяснить, что на этом референдуме наблюдается не только большая явка избирателей, но выросло также и количество вызовов к тем, кто не может явиться на участок из-за болезни или инвалидности. Следующие время промежуточной подачи данных в ЦИК - восемь часов вечера. К этому времени участок посетили 2310 человек.

Что запомнилось, и на что я обратил внимание. Во-первых, на избирательный участок пришли ребята, которые в этот день гуляли на свадьбе - это не стало помехой для голосования.

(Текст продолжается после альбома)


Во-вторых, на участке не было специальной кабинки для людей с ограниченными возможностями - некоторые, несмотря на то, что им трудно передвигаться, решили лично придти на избирательный участок. Мне довелось наблюдать, как женщина со сломанной ногой на коляске пыталась заехать в кабинку для тайного голосования. Сделать ей это удалось с трудом. Это прямая недоработка ЦИКа - почему нельзя оборудовать хотя бы несколько участков в городе для этих целей, и разместить информацию об этом у себя на сайте?

В 22.00 избирательные участки закрылись, но работа наблюдателя на этом не закончилась. Урну на время запечатали специальной наклейкой, ее номер был занесен в специальный журнал. Наступила ответственная пора подсчета бюллетеней. Сначала в ЦИК было отосланы данные об общем количестве проголосовавших на этом участке - 2447 человек. После этого были посчитаны неиспользованные бюллетени, которые сразу привели в негодность, положили в мешок и опечатали. Только после этого началась процедура вскрытия урн.

Сначала была вскрыта урна, с которой ездили на выезд, в ней находилось 55 бюллетеней. Затем наступил черед основной урны. Все бюллетени были внимательно пересчитаны дважды (2392 штуки), на каждом были проверены печати с номером избирательного участка. После этого началась сортировка бюллетеней "за" и "против". Спустя какое-то время мне стал известен окончательный результат на конкретно взятом участке для голосования. Вот эти данные: за проголосовало 575 избирателей, против 1865. Семь бюллетеней были признаны недействительными.

Думаете, на этом все закончилось? Ошибаетесь - бюллетени упаковали в отдельные мешки и опечатали. Вот на этом - все, можно и расходиться. Дома я был только около часа ночи.

В заключение я хочу по благодарить всех членов избирательной комиссии за их труд. Выдержать такой график работы очень нелегко - им пришлось провести в постоянном напряжении 18 часов, практически без горячий еды и отдыха.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!